Методы управления проектами: Scrum vs Kanban

Как показывает практика в вопросе управления проектами составляющей успеха становится не только правильно собранная команда и опыт участников, но и метод ведения разработки. В настоящее время созданы, протестированы и используются несколько методов ведения проектов. Самые популярные подходы не только в разработке IT-продуктов, но и в других сферах командной работы – это проектный и процессный. Сегодня мы подробно остановимся на втором подходе, который базируется на максимальной гибкости решения задач.

Важно! Стоит отметить, что основной целью гибкой методологии является именно процесс работы, а не максимально быстрое завершение проекта. Разработка ведется постоянно, для удобства разделена по блокам. В центре – решение важных на данный момент задач. Именно поэтому контролировать и при необходимости менять путь проекта можно очень легко.

Гибкие или agile-методы (в переводе с английского «проворный, быстрый, подвижный») – это комплекс подходов к разработке различных продуктов (прежде всего программных), которые используют итерации (повторение определенных циклов работы), формируют требования в динамике и получают реализацию за счет постоянного взаимодействия специалистов различного профиля внутри команды.

Основная цель гибких методов – сведение к минимуму рисков за счет деления работы на итерации (длительность от 1 недели до месяца). Каждая из них представляет собой проект в миниатюре. К концу итерации он должен быть готов к выпуску. Также при завершении очередного временного отрезка команда проводит переоценку приоритетов разработки.

Agile-методы делятся на различные подходы: Scrum, FDD, экстремальное программирование, Kanban, DSDM. Сегодня сравним наиболее популярные из них – Scrum и Kanban.

Что такое Scrum?

Scrum (в переводе с английского «схватка») – свод правил, на которых строится весь процесс работы. В 1986 году впервые о таком подходе было рассказано Хиротака Такэути и Икудзиро Нонака. Они опубликовали его в Harvard Business Review (Гарвардском бизнес-обзоре). Дальше направление дополнили и внедрили в работу Джеф Сазерленд и Кен Швабер.

Основные принципы Scrum

  • За установленные небольшие отрезки времени (спринты) заказчик получает готовый продукт с возможностями, которые имеют максимальный приоритет.

  • В процессе работы команда собирается для обсуждений. На них осуществляется подробная проверка выполненных задач, устанавливаются очередные цели, выполняется корректирование всего процесса.

  • Проект можно дорабатывать, предварительно определяя новые цели, которые превращаются в задачи, и устанавливая длительность спринта.

  • Важные термины. Резерв проекта – перечень требований к функциональности объекта разработки. Резерв спринта – список функциональных возможностей из резерва проекта, необходимых заказчику. Пункты расставлены в зависимости от важности.  

  • В процессе разработки определяются роли: Product Owner, ScrumMaster и Scrum-команда. Первый отвечает за интересы заказчиков. Второй проводит встречи для обсуждения, отслеживает соблюдение установленных принципов и параметров работы и решает возникающие вопросы и противоречия. Группа квалифицированных специалистов выполняет задачи проекта.

                                            

Такой подход позволяет максимально контролировать процесс разработки, за относительно небольшой срок получать намеченный результат и при необходимости его корректировать.

Сильные стороны Scrum: быстрый запуск проекта, четкие сроки выполнения задач, составление планов и разбор итогов, минимизация бюджета за счет расстановки приоритетов, работоспособность продукта на выходе, постоянный контроль над ходом проекта.

Слабые стороны Scrum: снижение командного духа из-за недостаточно хорошей работы кого-то из специалистов, вероятность выполнения лишних операций, быстрый и жесткий график, большое количество времени, которое уделяется обсуждениям в ущерб реальной работе.
 

Что такое Kanban?

Kanban (в переводе с японского kan – «видимый, визуальный», ban – «карточка, доска»). Впервые этот термин применил и описал Тайити Оно в своей книге «Производственная система Тойоты», 1953 год. Основа подхода – снижение количества выполняемых в данный момент задач.

Основные принципы Kanban

  • Определение этапов работы. Их изображают в виде столбцов на доске (электронной или реальной). Задачи представляются карточками, которые перемещаются по этапам. После прохождения каждого из них мы получаем готовый к поставке заказчику элемент продукта или целый продукт.

  • Отсутствие деления процесса выполнения задач по времени (нет спринтов). То есть каждый участник команды просто выполняет задачу из общего пула, работает над ней с самого начала и до завершения. Процесс считается выполненным, задача готова.

  • Количество задач уменьшается за счет увеличения числа пунктов в каждой из них.

  • Ограничение на числа задач на конкретном этапе. Вы сами можете изменять количество задач. Это позволит быстро выявить и решить любой «затор» или недостаток работы.

  • Непрерывный поток. Задачи попадают в очередь в порядке приоритета. Поэтому работа никогда не прекращается.

                                             
Главная задача Kanban – это уменьшение времени прохождения задачи от начала до стадии готовности.

Сильные стороны Kanban: подходит для сплоченных и замотивированных команд, нет фиксированных дедлайнов, идеальный расчет нагрузки между специалистами, четкая расстановка ограничений и акцент на постоянном улучшении, экономия трудовых ресурсов, максимальная гибкость.

Слабые стороны Kanban: для максимального эффекта от работы навыки специалистов из команды должны пересекаться (для совместного решения сложных задач), отсутствие четких сроков расхолаживает.

Вместо итогов: сравнение подходов

Параметр

Scrum

Kanban

Задачи

Оговариваются заранее

Могут изменяться на любом этапе

Встречи

Обязательны в начале и конце итерации

Проводятся только по завершению задачи или не проводятся совсем

Самый важный параметр

Скорость выполнения задачи

Время на выполнение задачи

Команды

Разрозненные элементы

Максимально сплоченные

Добавление задач

Только в новой итерации

На любом этапе

Роли

Обязательно ScrumMaster, Scrum-команда и Product Owner

Определяются условно или не требуются

Ограничения

Нет ограничений за 1 спринт

По количеству работ в один временной промежуток

Этапы работы

Всегда: сделать, выполняется, сделано

Нет фиксированных этапов

Если в вашем проекте самое главное – это выполнение работы в четко установленный срок, рекомендуем выбирать Scrum. Если требуется максимально гибкий подход, и у вас мотивированная команда – Kanban подходит вам больше. Отметим, что вы можете взять лучшее из обоих подходов и создать собственный метод управления проектами.
 

Подписка

Выберите рассылки, на которые вы хотите или не хотите быть подписанным.